ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

3 декабря 2009 г. № 33-11

г. Санкт-Петербург

О новой редакции модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве»

Рассмотрев представленный Постоянной комиссией МПА СНГ по социальной политике и правам человека проект новой редакции модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве», Межпарламентская Ассамблея ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Принять модельный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» в новой редакции (прилагается).

2. Направить указанный модельный закон в парламенты государств – участников Межпарламентской Ассамблеи СНГ и рекомендовать для использования в национальном законодательстве.

Ранее принятую редакцию модельного закона «Об основных гарантиях прав ребенка в государстве» (постановление МПА СНГ от 16 октября 1999 г. № 14-9) рекомендовать использовать в части, не противоречащей настоящему модельному закону.

 

Председатель Совета Ассамблеи

С.М.Миронов

 

 

Принят на тридцать третьем пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств – участников СНГ
(постановление № 33-11 от 3 декабря 2009 года)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Об основных гарантиях прав ребенка в государстве
(новая редакция)

Настоящий Закон основывается на конституциях государств – участников Содружества Независимых Государств, Конвенции ООН о правах ребенка, Факультативных протоколах к ней, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей и устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, определяет правовой статус ребенка как самостоятельного субъекта и направлен на обеспечение его физического, нравственного и духовного здоровья, создание условий для формирования его личностного самосознания. Особая забота и социальная защита гарантируются детям с особенностями психофизического развития, а также детям, временно либо постоянно лишенным своего семейного окружения или оказавшимся в других неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях.

Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятия, используемые в настоящем Законе

Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:

ребенок – лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если в соответствии с законодательством государства он не достигнет совершеннолетия ранее;

дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети с ограниченными возможностями здоровья (дети-инвалиды); дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, ситуаций насилия внутри страны, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи;

законные представители ребенка – родители, усыновители (удочерители), опекун, попечитель, приемный родитель, другие заменяющие их лица, осуществляющие в соответствии с законодательством государства заботу о ребенке, его образование и воспитание, защиту прав и интересов ребенка;

ребенок, оставшийся без попечения родителей, – ребенок, который остался без попечения единственного или обоих родителей в связи с ограничением или лишением их родительских прав, признанием родителей безвестно отсутствующими, объявлением их умершими, признанием их недееспособными (ограниченно дееспособными), отобран у родителей без лишения родительских прав в связи с нахождением родителей в розыске, отбыванием родителями наказания в местах лишения свободы, уклонением родителей от воспитания ребенка или от защиты его прав и интересов, в том числе при отказе родителей взять своего ребенка из воспитательного или лечебного учреждения, а также в иных случаях отсутствия родительского попечения;

ребенок-сирота – ребенок, у которого умерли оба или единственный родитель;

ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид) – ребенок, имеющий нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, травмами, их последствиями, дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты;

опека и попечительство – форма обеспечения жизненных потребностей, воспитания, образования, а также защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

приемная семья – форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью);

социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а также процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы;

социальная реабилитация ребенка – мероприятия по восстановлению утраченных ребенком социальных связей и функций, восполнению среды жизнеобеспечения, усилению заботы о ребенке;

социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – система социальных, экономических, организационных и правовых мер, гарантированных органами государственной власти и органами местного самоуправления и направленных на создание условий, обеспечивающих равные с другими детьми права на развитие и надлежащие условия жизни детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;

социальные службы для детей – организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие мероприятия по социальному обслуживанию детей (социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медико-социальных, социально-педагогических, психолого-педагогических, правовых услуг и материальной помощи, социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, обеспечению занятости таких детей по достижении ими трудоспособного возраста), а также граждане, осуществляющие без образования юридического лица предпринимательскую деятельность по социальному обслуживанию населения, в том числе детей;

социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, социальной адаптации, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей;

государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей – основные показатели обеспечения уровня и качества жизни детей, включающие в себя установленный государством минимальный объем социальных услуг, норм и нормативов.

Статья 2. Отношения, регулируемые настоящим Законом

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с реализацией основных гарантий прав и законных интересов ребенка в государстве.

Настоящим Законом устанавливаются цели, принципы государственной политики в интересах детей, полномочия органов государственной власти на осуществление гарантий прав ребенка, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка в государстве.

Статья 3. Законодательство государства об основных гарантиях прав ребенка в государстве

Законодательство государства об основных гарантиях прав ребенка в государстве основывается на конституции государства, Конвенции ООН о правах ребенка, Факультативных протоколах к ней, на нормах международного права и состоит из настоящего Закона и законов и иных нормативных правовых актов государства в области защиты прав и законных интересов ребенка.

Статья 4. Права ребенка, не являющегося гражданином государства

Ребенок, не являющийся гражданином государства, законно находящийся на его территории, в соответствии с конституцией государства пользуется правами и несет обязанности наравне с гражданами государства, кроме случаев, установленных законодательством государства или международным договором государства.

Статья 5. Цели и принципы государственной политики в интересах детей

1. Целями государственной политики в интересах детей являются:

осуществление прав детей, предусмотренных конституцией государства, нормами международного права, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений, обеспечение условий, необходимых для полноценного физического, умственного и духовного развития детей;

формирование эффективной комплексной системы социальной защиты и интеграции в общество детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

формирование правовых основ гарантий прав ребенка, создание соответствующих органов по защите прав и законных интересов ребенка, в том числе института уполномоченных по правам детей;

содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими конституции государства и законодательству традициями народов государства, достижениями национальной и мировой культуры.

2. Государственная политика в интересах детей является приоритетной областью деятельности органов государственной власти и основана на следующих принципах:

законодательное обеспечение прав ребенка;

поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе;

установление и соблюдение государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей с учетом административно-территориальных различий данных показателей;

ответственность должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, за причинение ему вреда;

поддержка органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.

Статья 6. Полномочия органов государственной власти и органов государственной власти административно-территориальных образований государства на осуществление гарантий прав ребенка в государстве

1. К полномочиям органов государственной власти на осуществление гарантий прав ребенка относятся:

установление основ государственной политики в интересах детей – выбор приоритетных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка, охраны его здоровья и нравственности;

принятие законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти о защите прав и законных интересов ребенка;

установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей;

формирование и реализация целевых программ защиты прав ребенка и поддержки детства и определение ответственных за исполнение таких программ органов, учреждений и организаций;

финансирование государственных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей за счет средств государственного бюджета, внебюджетных и иных не запрещенных законом источников;

установление льгот в целях экономического стимулирования участников мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в пределах ассигнований, выделяемых за счет средств государственного бюджета на указанные мероприятия;

установление порядка судебной защиты прав и законных интересов ребенка и ее осуществление;

исполнение международных обязательств государства и представительство интересов государства в международных организациях по вопросам защиты прав ребенка.

2. Органы государственной власти совместно с органами государственной власти административно-территориальных образований государства осуществляют:

выработку совместных направлений деятельности по обеспечению прав и законных интересов ребенка в государстве;

мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей в области воспитания, образования, здравоохранения, науки, культуры, физической культуры и спорта, социального обслуживания и социальной защиты семьи;

формирование внебюджетных фондов поддержки детства.

ГЛАВА 2
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ РЕБЕНКА В ГОСУДАРСТВЕ

Статья 7. Законодательные гарантии прав ребенка в государстве

Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с конституцией государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, настоящим Законом и нормативными правовыми актами государства.

Статья 8. Содействие ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов

1. Органы государственной власти, органы государственной власти административно-территориальных образований государства, органы местного самоуправления, должностные лица указанных органов в соответствии со своей компетенцией содействуют ребенку в реализации и защите его прав и законных интересов с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством государства объема дееспособности ребенка посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов, проведения методической, информационной и иной работы с ребенком по разъяснению его прав и обязанностей, порядка защиты прав, установленных законодательством государства, а также посредством поощрения исполнения ребенком его обязанностей, поддержки практики правоприменения в области защиты прав и законных интересов ребенка.

2. Законные представители ребенка содействуют ему в осуществлении самостоятельных действий, направленных на реализацию и защиту его прав и законных интересов, с учетом возраста ребенка и в пределах установленного законодательством государства объема дееспособности ребенка.

3. Педагогические, медицинские, социальные работники, психологи и другие специалисты, которые в соответствии с законодательством государства несут ответственность за работу по воспитанию, образованию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, по поручению органов по защите прав и законных интересов ребенка и других компетентных органов участвуют в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов ребенка в органах образования, здравоохранения, труда и социального развития, правоохранительных и других органах, занимающихся защитой прав ребенка.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации могут осуществлять деятельность по подготовке ребенка к реализации им своих прав и исполнению им своих обязанностей. Такие объединения (организации) имеют право получать от уполномоченных государственных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства методическую помощь, в том числе на конкурсной основе, иную помощь в объеме и порядке, которые установлены соответствующей государственной программой или программой административно-территориального образования.

Статья 9. Установление государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей

1. Государственная политика в интересах детей осуществляется на основе государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, установленных законодательством государства и являющихся составной частью государственных минимальных социальных стандартов.

Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей включают в себя установленный минимальный объем следующих социальных услуг:

гарантированное, общедоступное бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное, на конкурсной основе среднее профессиональное, высшее профессиональное образование, воспитание в образовательных учреждениях;

бесплатное медицинское обслуживание детей;

обеспечение питанием детей, находящихся на попечении, в соответствии с минимальными нормами питания;

гарантированное обеспечение детям по достижении ими возраста 15 лет права на профессиональную ориентацию, выбор сферы деятельности, трудоустройство, охрану труда, оплату труда в порядке, установленном законодательством государства;

социальное обслуживание, социальная защита детей, в том числе обеспечение гарантированной материальной поддержки путем выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, а также осуществление мер по социальной адаптации и социальной реабилитации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

обеспечение права на жилище в соответствии с законодательством государства;

организация оздоровления и отдыха детей, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством государства;

обеспечение доступности учреждений культуры;

оказание квалифицированной юридической помощи.

2. Государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей определяются с учетом административно-территориальных различий в условиях их проживания.

Органы государственной власти административно-территориальных образований государства в соответствии с законодательством административно-территориальных образований могут устанавливать дополнительные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей.

3. Детям, находящимся в соответствующем образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении, учреждении здравоохранения, учреждении социального обслуживания или ином учреждении, в котором осуществляются уход за ними, образовательный и воспитательный процессы, их защита или лечение, гарантируется периодическая оценка соответствия предоставляемых им услуг государственным минимальным социальным стандартам основных показателей качества жизни детей. Данная оценка проводится уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления на основании обращений детей и (или) их законных представителей в порядке, установленном законодательством государства.

Должностные лица указанных учреждений обязаны устранить выявленные нарушения и информировать об этом соответствующий уполномоченный орган в сроки, предусмотренные соответствующими нормативными актами об оценке предоставляемых детям услуг в области образования, воспитания, лечения, социальных и иных услуг. Неисполнение должностными лицами предписаний об устранении нарушений влечет за собой административную ответственность.

Статья 10. Право ребенка на проживание в семье

1. Каждый ребенок имеет право жить в семье, знать своих родителей, имеет право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им возраста 10 лет.

2. Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

3. Приоритет на усыновление ребенка, лишившегося попечения родителей, имеют граждане государства, если это не противоречит национальному законодательству.

Усыновление должно происходить без участия посредников.

Родители или лица, их заменяющие, должны создавать необходимые условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки его к самостоятельной жизни в семье и обществе.

4. При помещении ребенка в детские интернатские учреждения на государственное обеспечение, а также в опекунскую, приемную семью с каждого из родителей взыскиваются средства на содержание ребенка в порядке и размерах, установленных законодательством государства.

Нарушение прав и ущемление интересов ребенка родителями или лицами, на содержании которых он находится, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством государства.

В случаях, определенных законодательством государства, родители или лица, их заменяющие, несут ответственность за нарушение детьми законодательства государства.

Статья 11. Право ребенка на образование и меры по защите прав ребенка при осуществлении деятельности в области его образования и воспитания

1. Ребенок имеет право на гарантированное, общедоступное бесплатное начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное, на конкурсной основе среднее профессиональное, высшее профессиональное образование и воспитание в образовательных учреждениях.

2. При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении нарушение прав ребенка влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством государства.

3. В соответствии с принципами государственной политики в интересах детей администрация образовательных учреждений не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся, воспитанников в возрасте старше восьми лет общественных объединений (организаций) обучающихся, воспитанников, за исключением детских общественных объединений (организаций), учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

Указанные общественные объединения (организации) осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством государства об общественных объединениях.

Администрация образовательных учреждений может заключать с органом общественной самодеятельности договор о содействии в реализации прав и законных интересов ребенка в соответствии с национальным законодательством.

4. Обучающиеся, воспитанники образовательных учреждений, за исключением дошкольных учреждений и учреждений начального общего образования, соответствующих им подразделений иных образовательных учреждений вправе самостоятельно или через своих выборных представителей ходатайствовать перед администрацией указанных учреждений о проведении с участием выборных представителей обучающихся, воспитанников дисциплинарного расследования деятельности работников образовательных учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка.

Если обучающиеся, воспитанники не согласны с решением администрации образовательного учреждения, они вправе через своих выборных представителей обратиться за содействием и помощью в уполномоченные государственные органы в соответствии с национальным законодательством.

Обучающиеся, воспитанники указанных образовательных учреждений могут проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав. Администрация образовательного учреждения не вправе препятствовать проведению таких собраний и митингов, в том числе на территории и в помещении образовательного учреждения, если выборными представителями обучающихся, воспитанников выполнены условия проведения указанных собраний и митингов, установленные уставом образовательного учреждения. Такие собрания и митинги не могут проводиться в нарушение установленных законодательством государства требований соблюдения общественного порядка и не должны препятствовать образовательному и воспитательному процессам.

5. В образовательных учреждениях и иных осуществляющих образовательный и воспитательный процессы учреждениях, а также в местах, доступных для детей и родителей (лиц, их заменяющих), вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка таких учреждений, списки органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц (с указанием способов связи с ними) по месту нахождения указанных образовательных и иных учреждений, осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка в соответствии с национальным законодательством.

Статья 12. Право ребенка на жизнь

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.

Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств.

Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до 18 лет, не допускается.

Статья 13. Обеспечение прав детей на охрану здоровья

Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды.

В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья органы исполнительной власти государства, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органы местного самоуправления в порядке, установленном законодательством государства, осуществляют в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающие профилактику заболеваний, медицинскую диагностику, лечебно-оздоровительную работу, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей.

Статья 14. Защита прав и законных интересов детей в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки и занятости

1. Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой.

2. В соответствии с законодательством органы исполнительной власти государства, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства осуществляют мероприятия по обеспечению профессиональной ориентации, профессиональной подготовки детей, достигших возраста 14 лет.

3. В случае приема на работу детей, достигших возраста 15 лет, им гарантируются вознаграждение за труд, охрана труда, сокращенное рабочее время, отпуск. Работникам моложе 18 лет предоставляются льготы при совмещении работы с обучением, проведении ежегодного обязательного медицинского осмотра, квотировании рабочих мест для трудоустройства, расторжении трудового договора (контракта) и другие льготы, установленные законодательством государства.

4. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется правительством государства или уполномоченными государственными органами в соответствии с национальным законодательством.

Статья 15. Защита прав детей на отдых и оздоровление

1. Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями.

2. Органы государственной власти, органы государственной власти административно-территориальных образований государства осуществляют мероприятия по обеспечению прав детей на отдых и оздоровление, сохранению и развитию учреждений, деятельность которых направлена на отдых и оздоровление детей.

3. Органы государственной власти, органы государственной власти административно-территориальных образований государства устанавливают социальные гарантии и льготы по обеспечению отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе детей, проживающих в экстремальных условиях, а также на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении и признанных таковыми в порядке, установленном законодательством государства.

Статья 16. Защита детей с ограниченными возможностями здоровья

1. Государство гарантирует детям с ограниченными возможностями здоровья специализированную медицинскую, дефектологическую и психологическую помощь, выбор ими и их родителями учебного заведения, получение базового и профессионального образования, трудоустройство в соответствии с их возможностями, социальную реабилитацию, полноценную жизнь в условиях, обеспечивающих их достоинство, способствующих активному включению в жизнь общества.

2. Государство осуществляет комплекс медицинских, правовых, социально-экономических мер, направленных на поддержку детей-инвалидов. Государственная помощь, оказываемая детям-инвалидам, устанавливается законодательством государства. Родители и другие законные представители, воспитывающие ребенка-инвалида и осуществляющие уход за ним, имеют право на получение государственной поддержки.

Статья 17. Защита прав и законных интересов ребенка при формировании социальной инфраструктуры для детей

1. Органы исполнительной власти государства, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства при принятии решений по вопросам социально-экономического развития соответствующих территорий учитывают нормативы строительства объектов социальной инфраструктуры для детей. Такие нормативы устанавливаются правительством государства и применяются с учетом административно-территориальных различий, традиций народов государства, если иное не установлено законодательством соответствующего административно-территориального образования государства.

2. Принятие органом исполнительной власти государства, органом исполнительной власти административно-территориального образования государства или органом местного самоуправления решения о реконструкции, модернизации, об изменении назначения или о ликвидации объекта социальной инфраструктуры для детей, являющегося государственной и (или) муниципальной собственностью, не допускается без предварительной экспертной оценки уполномоченным органом исполнительной власти, органом местного самоуправления последствий такого решения для обеспечения жизнедеятельности, образования, воспитания и развития детей, для оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, для социального обслуживания. В случае отсутствия экспертной оценки такое решение признается недействительным с момента его вынесения.

3. Имущество, которое является государственной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество), которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и возникновение, обособление или приобретение которого предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, может использоваться только в данных целях.

4. Имущество, которое является собственностью административно-территориального образования государства и предназначено для целей образования, воспитания, развития, оказания медицинской, лечебно-профилактической помощи детям, социальной защиты и социального обслуживания детей, используется в порядке, определенном законодательством государства и законодательством административно-территориального образования государства.

5. Если государственное или муниципальное учреждение, являющееся объектом социальной инфраструктуры для детей, сдает в аренду закрепленные за ним объекты собственности, а также земельные участки, заключению договора об аренде должна предшествовать проводимая учредителем экспертная оценка последствий такого договора для обеспечения образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей. Договор аренды не может заключаться, если в результате экспертной оценки установлена возможность ухудшения указанных условий. Договор аренды может быть признан недействительным по основаниям, установленным гражданским законодательством.

6. Порядок изменения назначения имущества, которое является муниципальной собственностью (земельные участки, здания, строения и сооружения, оборудование и иное имущество) и возникновение, обособление или приобретение которого связано с целями образования, воспитания, развития детей, оказания им медицинской, лечебно-профилактической помощи, социальной защиты и социального обслуживания детей, устанавливается органами местного самоуправления при условии предварительного создания (приобретения, изменения назначения) имущества, достаточного для обеспечения указанных целей.

7. Изменение назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, которые являются государственной собственностью и предоставляют детям социальные услуги в объеме, предусмотренном государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей, запрещается.

8. Изменение формы собственности имущества, которое относится к объектам социальной инфраструктуры для детей и является государственной или муниципальной собственностью, может осуществляться в установленных законодательством государства объеме и порядке. При этом законодательством государства устанавливается особый порядок приватизации (разгосударствления) объектов социальной инфраструктуры для детей с учетом гарантированного обеспечения государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей.

Статья 18. Защита ребенка от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию

1. Каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

Каждый ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством государства.

Ограничение прав и свобод ребенка допускается только в случаях, предусмотренных законодательством государства, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

2. Органы государственной власти принимают меры по защите ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию, в том числе от национальной, классовой, социальной нетерпимости, от рекламы алкогольной продукции и табачных изделий, от пропаганды социального, расового, национального и религиозного неравенства, а также от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение.

3. В целях обеспечения здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей законодательством государства, нормативными правовыми актами административно-территориальных образований государства устанавливаются нормативы распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, иной продукции, не рекомендуемой ребенку для пользования в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи до достижения им возраста 16 лет.

4. В целях обеспечения безопасности жизни, охраны здоровья, нравственности ребенка, защиты его от негативных воздействий в порядке, определенном правительством государства, проводится экспертиза (социальная, психологическая, педагогическая, санитарная) настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей.

Статья 19. Право ребенка на жилище и имущество

1. Каждый ребенок имеет право на жилище. Реализация данного права осуществляется в порядке, установленном жилищным законодательством государства.

2. Каждый ребенок имеет право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных национальным законодательством.

Ребенок независимо от места проживания в соответствии с законодательством государства имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

В случае признания родителей или одного из них решением суда безвестно отсутствующими ребенок имеет право на содержание за счет их имущества в соответствии с законодательством государства.

Статья 20. Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

1. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на особую заботу и защиту со стороны органов государственной власти, органов законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органов местного самоуправления.

Защита прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляется органами государственной власти, органами законодательной и исполнительной власти административно-территориальных образований государства, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством государства и законодательством административно-территориальных образований государства. Такая защита должна обеспечивать выживание и развитие детей, их участие в общественной жизни.

Государство гарантирует судебную защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

2. Государство принимает все возможные меры для обеспечения защиты детей, затрагиваемых вооруженными конфликтами и ситуациями насилия внутри государства, и ухода за ними.

Государство принимает все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не использовались в военных действиях.

Вооруженные группы, отличные от вооруженных сил государства, ни при каких обстоятельствах не должны вербовать или использовать лиц, не достигших 18-летнего возраста. Государство принимает все возможные меры в целях предупреждения таких вербовки и использования, включая принятие правовых мер, необходимых для запрещения и пресечения подобной практики.

3. В целях защиты прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, создаются соответствующие социальные службы для детей, которые по поручению компетентного органа исполнительной власти, органа местного самоуправления или на основании решения суда в соответствии с государственными минимальными социальными стандартами основных показателей качества жизни детей разрабатывают индивидуальную программу реабилитации ребенка. Указанная программа включает в себя оценку (экспертизу) состояния ребенка, в том числе проведенную учреждениями здравоохранения оценку состояния здоровья ребенка, психологические и иные антикризисные меры, а также долгосрочные меры по социальной реабилитации ребенка, которые осуществляются социальной службой самостоятельно или совместно с образовательными учреждениями, учреждениями здравоохранения и другими учреждениями.

Родители (лица, их заменяющие) в случае физического воздействия на ребенка, повлекшего за собой причинение тяжкого вреда здоровью ребенка, несут ответственность в соответствии с законодательством государства.

В случае установления судом вины родителей (лиц, их заменяющих) в нарушении прав и законных интересов детей компенсация вреда, нанесенного детям, определяется судом с учетом проведения необходимых мер по социальной реабилитации и социальной адаптации детей.

4. Общественные объединения (организации) и иные некоммерческие организации, в том числе международные объединения (организации) в лице своих отделений в государстве, осуществляют свою деятельность по защите прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами государства, законодательством государства и законодательством административно-территориальных образований государства. Указанные объединения (организации) вправе в судебном порядке оспаривать неправомерные ущемляющие или нарушающие права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, действия должностных лиц органов государственной власти и учреждений, организаций, граждан, в том числе родителей (лиц, их заменяющих), педагогических, медицинских, социальных работников и других специалистов в области работы с детьми.

5. При регулировании внесудебных процедур, связанных с участием детей и (или) защитой их прав и законных интересов, а также при принятии решений о наказаниях, которые могут применяться к несовершеннолетним, совершившим правонарушения, должностные лица органов государственной власти, органов местного самоуправления действуют в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, нормами, предусмотренными международными договорами государства, в том числе в части гуманного обращения с несовершеннолетними, оказания им квалифицированной юридической помощи, законодательством государства.

Обязательными являются обеспечение приоритета личного и социального благополучия ребенка, обеспечение специализации правоприменительных процедур (действий) с его участием или в его интересах, учет особенностей возраста и социального положения ребенка.

В случае освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, за исключением такой меры, как помещение в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, суд, принимая такое решение, вправе признать необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего. Указанные мероприятия осуществляются в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи.

Если ребенок, с участием которого или в интересах которого осуществляется правоприменительная процедура (действие), нуждается в педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи, в социальной реабилитации, должностное лицо, осуществляющее правоприменительную процедуру (действие), независимо от предмета рассмотрения сообщает в компетентный орган о необходимости принятия соответствующих мер и просит уведомить его о предпринятых действиях.

Статья 21. Права ребенка, связанные с призывом на военную службу

Государство принимает все возможные меры для обеспечения того, чтобы лица, не достигшие 18-летнего возраста, не подлежали призыву на военную службу.

В случае если согласно национальному законодательству допускается добровольное поступление на военную службу лиц, не достигших 18-летнего возраста, но которым уже исполнилось 16 лет, государство должно предоставлять гарантии, как минимум обеспечивающие, чтобы:

такой призыв носил исключительно добровольный характер;

такой призыв производился с осознанного согласия родителей или законных опекунов таких лиц;

такие лица были в полной мере информированы об обязанностях, связанных с несением военной службы;

такие лица представляли достоверные свидетельства своего возраста до их принятия на военную службу.

Статья 22. Защита ребенка от насильственного перемещения

Государство принимает меры против незаконного перемещения и невозвращения детей из-за границы, их похищения, торговли детьми в любой форме в соответствии с национальным законодательством и нормами международного права.

Статья 23. Права детей-беженцев

Дети-беженцы, лишившиеся жилья и личного имущества в результате военных действий, вооруженных конфликтов на национальной или иной почве, имеют право на защиту своих интересов.

Местные исполнительные и распорядительные органы по месту нахождения ребенка принимают меры для розыска родителей или родственников, оказывают материальную, медицинскую и иную помощь, при необходимости определяют его в лечебно-профилактическое, детское интернатное, другое учебно-воспитательное учреждение.

Статья 24. Право ребенка на определение отношения к религии

Каждый ребенок имеет право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой.

Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебно-воспитательных учреждений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права.

В отношении ребенка, не достигшего 15 лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих.

ГЛАВА 3
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГАРАНТИЙ ПРАВ РЕБЕНКА

Статья 25. Органы исполнительной власти государства, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства, осуществляющие гарантии прав ребенка в государстве

1. Компетенция органов исполнительной власти государства, которые осуществляют гарантии прав ребенка, реализуют государственную политику в интересах детей, в том числе осуществляют деятельность в области образования и воспитания, охраны здоровья, социальной защиты, социального обслуживания, содействия социальной адаптации и социальной реабилитации детей, обеспечения их занятости и охраны труда, профилактики безнадзорности и правонарушений, организации детского и семейного отдыха, государственной поддержки общественных объединений (организаций), иных некоммерческих организаций и в других областях в соответствии с законодательством государства, устанавливается главой государства и правительством государства.

2. В соответствии с установленными полномочиями органы исполнительной власти государства осуществляют деятельность по следующим направлениям:

обеспечение реализации целевых программ, программ административно-территориальных образований, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства; участие в формировании социальной инфраструктуры для детей; определение порядка информирования и проведения консультаций, осуществления мероприятий по защите прав и законных интересов ребенка;

полное, частичное, долевое финансирование проектов, программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, в том числе на конкурсной основе и (или) на условиях государственного заказа;

обеспечение подготовки соответствующих кино-, радио-, теле- и видеопрограмм для детей;

подготовка государственного доклада о положении детей и защите их прав, других информационных и аналитических материалов;

иные направления координации деятельности в данной области.

Компетенция органов исполнительной власти административно-территориальных образований государства, которые осуществляют мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей, регулируется законодательством административно-территориальных образований государства.

Статья 26. Государственная поддержка органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

1. Органы исполнительной власти государства, органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства в пределах своих полномочий оказывают финансовое, организационное, информационно-методическое и иное содействие органам местного самоуправления, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей.

2. В соответствии с предметом ведения органы местного самоуправления могут принимать решения об осуществлении мероприятий по защите прав и законных интересов детей, координировать свои действия с действиями органов исполнительной власти в части поддержки государственных программ, программ административно-территориальных образований, местных программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, а также мероприятий, осуществляемых в данной области.

Органы местного самоуправления могут заключать договоры с юридическими и физическими лицами, неправительственными организациями об оказании услуг по социальному обслуживанию детей, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

3. Финансирование указанных в настоящей статье мероприятий осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления.

Статья 27. Государственная поддержка общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей

1. Льготы и компенсации общественным объединениям (организациям) и иным некоммерческим организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по защите прав и законных интересов детей, устанавливаются законодательством государства и законодательством административно-территориальных образований государства.

2. Финансирование проектов и программ общественных объединений (организаций) и иных некоммерческих организаций, граждан, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов детей, в части создания учреждений социального обслуживания детей осуществляется на конкурсной основе. Условия конкурса определяет осуществляющий мероприятия по реализации государственной политики в интересах детей соответствующий орган исполнительной власти.

Финансирование и материально-техническое обеспечение указанных проектов и программ могут проводиться на условиях государственного заказа.

Статья 28. Государственный заказ на производство товаров и оказание услуг для детей

1. При осуществлении органами исполнительной власти государства мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей в соответствии с законодательством государства может формироваться государственный заказ на производство товаров и услуг для детей посредством заключения государственными заказчиками государственных контрактов.

2. Услуги центров социальной помощи семье и детям, учреждений реабилитации и социального обслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья, центров психолого-педагогической помощи населению, социальных приютов для детей и подростков, социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних и других социальных служб для детей, включенные в состав государственных минимальных социальных стандартов основных показателей качества жизни детей, как правило, оказываются в порядке выполнения государственного заказа.

Социальные службы независимо от организационно-правовых форм и форм собственности в случае размещения государственного заказа на оказание услуг для детей при реализации государственного заказа руководствуются социальными нормативами и нормами, предусмотренными законодательством государства для соответствующих государственных учреждений и организаций.

Статья 29. Целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства

1. Органы исполнительной власти государства осуществляют мероприятия по созданию необходимых правовых, экономических, социальных условий для реализации целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства.

Порядок разработки и реализации указанных целевых программ определяется правительством государства.

2. Органы исполнительной власти административно-территориальных образований государства разрабатывают и реализуют административно-территориальные целевые программы защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, если это предусмотрено законодательством административно-территориальных образований государства.

3. Мероприятия по разработке и реализации местных целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства осуществляются органами местного самоуправления в соответствии с законодательством административно-территориальных образований государства и правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 30. Финансирование мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей

Финансирование целевых программ защиты прав и законных интересов детей, поддержки детства, государственных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счет средств государственного бюджета, внебюджетных источников и иных источников, привлекаемых для указанных целей в соответствии с законодательством государства, а также бюджетов административно-территориальных образований государства, если их участие в реализации таких программ, государственных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей предусмотрено законодательством административно-территориальных образований государства.

Статья 31. Государственный доклад о положении детей в государстве

Ежегодный государственный доклад о положении детей в государстве представляется правительством государства высшему законодательному (представительному) органу власти государства и публикуется в официальном печатном органе.

ГЛАВА 4
ГАРАНТИИ ИСПОЛНЕНИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА

Статья 32. Судебный порядок разрешения споров при исполнении настоящего Закона

1. Родители (лица, их заменяющие), а также лица, осуществляющие мероприятия по образованию, воспитанию, развитию, охране здоровья, социальной защите и социальному обслуживанию ребенка, содействию его социальной адаптации, социальной реабилитации и (или) иные мероприятия с его участием, вправе обратиться в установленном законодательством государства порядке в суд с иском о возмещении ребенку вреда, причиненного его здоровью, имуществу, а также морального вреда.

2. При рассмотрении в судах дел о защите прав и законных интересов ребенка государственная пошлина не взимается.

Национальный центр правовой информации Республики Беларусь Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры